МБДОУ "Детский сад "Чуораанчык" с. Вилючан

4.9. Экологический проект "Зеленая тропинка"

                                                                                                                                    Утверждаю

заведующая

МБДОУ «Детский сад

«Чуораанчык» с. Вилючан

______________/Подрясова Н.Н./

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЭКО-ПРОЕКТ

Тема: «ЗЕЛЕНАЯ ТРОПИНКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вилючан, 2017 г.

СПРАВКА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА

Состав:

Разработка и исполнители проекта.

1.  Старший воспитатель – Баишева Наталья Иннокентьевна;

2. Воспитатели – Павлова Октябрина Андреевна, Лобашкова Светлана Егоровна, Иннокентьева Людмила Даниловна, Данилова Туяра Ивановна, Кочнева Инрина Егоровна, Дмитриева Мария Викторовна;

3. Инструктор по физической культуре – Контогорова Полина Николаевна;

4. Музыкальный руководитель – Сергеева Наталья Валериевна.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети младшей, средней и старшей групп, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта с 1 февраля 2017 г. по 1 февраля 2018 года.

 

Актуальность исследования.

В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы.

 

Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;

Проект выдвигает две важные задачи:

1) воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

2) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.

При отборе содержания экологического воспитания (обучения, образования, развития ребенка) необходимо учитывать следующие положения:

• дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней - школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;

• знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;

• у детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формирования экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;

• содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений;

• содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;

• экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом;

• нормы экологически грамотного безопасного поведения дети должны научить понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;

• ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования.

Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между потребностями общества в формировании с раннего детства личности, способной строить свои отношения с окружающим миром с учетом законов природы, жить в относительной гармонии с ней, и отсутствием единой концепции, системы экологического образования в дошкольных учреждениях, являющегося первой ступенью системы непрерывного экологического образования.

Объект исследования - система образования в дошкольных учреждениях.

Предмет исследования - экологическое образование: цели, содержание и процесс в системе дошкольных учреждений.

Гипотеза. Экологическое образование в дошкольных учреждениях будет эффективным, если:

- оно рассматривается как особая, самоценная ступень системы непрерывного экологического образования и как часть развития общей культуры ребенка, а не как пропедевтический этап школьных курсов экологической направленности;

- для его реализации создается система определенных условий;

-содержание и методика экологического образования отражают идеи эксцентрической, а не антропоцентрической парадигмы;

- реализуется принцип преемственности со школой, но в то же время при отборе содержания и методики учитываются психофизиологические особенности ребенка-дошкольника и специфика дошкольных учреждений;

- диагностика результатов экологического образования направлена на выявление эффективности конкретных программ и методик, а не на определение уровня знаний ребенка-дошкольника;

- в базисных характеристиках ребенка-дошкольника выделяется экологический компонент.

Методы исследования:

- историко-концептуальный анализ литературы по дошкольной педагогике, экологии, психологии, содержанию и методике экологического образования дошкольников, школьников, педагогов, студентов;

- метод наблюдения - проведение наблюдений в дошкольных учреждениях с целью оценки их деятельности в области экологического образования;

- изучение опыта работы в области экологического образования;

- метод беседы - целенаправленные беседы с сотрудниками дошкольных учреждений и органов управления образованием;

- метод опроса - опросы педагогов в форме анкетирования и интервью; детей — в форме интервью;

- изучение продуктов детского творчества (рисунков, аппликаций, поделок и т.п.);

- педагогический эксперимент в дошкольных учреждениях разного вида.

Научная новизна исследования заключается:

- в определении современного состояния и тенденций в экологическом образовании как новом направлении дошкольной педагогики;

- в обосновании теоретических положений экологического образования дошкольников и условий его реализации в дошкольных учреждениях разного вида;

- разработке ряда диагностических приемов и диагностической карты ребенка;

- выделении экологического компонента базисных характеристик личности ребенка в качестве ожидаемых результатов экологического образования.

Этапы реализации проекта.

1 этап – Подготовительный.

2 этап – Основной.

3 этап – Заключительный.

 

 

 

План реализации проекта:

 

I этап - подготовительный

• составление плана совместной работы с детьми, родителями;

• подбор художественного материала, песен и музыкальных произведений, дидактических игр, разработка бесед;

• разработка рекомендаций для родителей;

• организация развивающей среды;

• оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;

• беседа с родителями об участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

II этап – основной

Мероприятия с детьми по осуществлению проекта «Зеленая тропинка»

1. Образовательная область «Познавательное развитие»

Мини - НПК «Мин таптыыр кыылым, которум»

Краткосрочный проект «Край, в котором мы живем»

Юный эколог «Живая природа»

Тематическая неделя «Краски осени»

Проект «Весенняя капелька»

Краткосрочный проект «Чудесный песок»

Формирование целостной картины мира.

Выставка поделок «Осень золотая»

«Как птицы весну встречают»

«Как появляются деревья» (презентация)

«Почему нужно беречь и охранять деревья»

«Деревья в жизни человека»

«Как березу использовали в древности»

День добрых дел «Скворечники»

Опытно - экспериментальная деятельность.

«Деревянный брусочек»

 «С какой ветки детки»

«Сравнение коры разных деревьев»

Наблюдение за деревьями « Из жизни деревьев»

«Знакомство со снегом» практическое занятие с элементами экспериментирования

Совместное создание в группе огорода « Что посадим в огороде?»

Наблюдение за ветками в вазе

Опыт «Каким бывают камешки»

Наш огород «Выращиваем рассады»

Дидактические игры.

«Найди листок, какой покажу»

«Что сначала, что потом»

«Подбери пару»

«Угадай дерево по описанию»

«Чудесный мешочек»

2. Образовательная область «Речевое развитие»

Беседы с детьми:

«Что мы знаем о деревьях»

«Как сберечь деревья»

 Беседа «Комнатные цветы»

Познавательная беседа «Домашние животные»

«Зимние встречи»

«Перелетные птицы»

«День птиц»

Творческое рассказывание детей по темам

«Мы гуляли на участке»

«Что я видел в парке?»

«День Земли»

Словесные игры

«Опиши, я отгадаю»

«Вспомни – назови»

 «Подбери действие»

Игровая викторина «Времена года»

Ознакомление с художественной литературой

Пословицы, поговорки, загадки о деревьях.

О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны»

К. Чуковский «Елка», «Чудо – дерево»

И. Токмакова «Ива»

А. Прокофьев «Наш лесок»

И. Семенова «Березка»

М. Ивенсон «Елочка»

Стихи о защите природы

3. Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры

«Магазин семян»

«Путешествие в лес»

Развлечение «Баай Байанай киэьэтэ»

Игры – драматизации

«Лесная история»

«Сказки старого дуба»

«Волшебный лес»

Настольно – печатные игры

«Времена года»

«Деревья наших лесов»

«С какого дерева листок»

«Ветки и детки»

«Сложи дерево»

Трудовая деятельность

- уход за деревом, уборка сломанных веток на участке

- уборка опавшей листвы

- оказание помощи в случае необходимости (подвязать сломанную ветку или «залечить» ранки и др.)

Труд в природе. Уборка засохших трав и цветов.

Акция «Птичья столовая»

Беседы по ОБЖ

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»

«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»

«Как вести себя в лесу?»

4. Художественно-эстетическое развитие

Аппликация

«Березка»

«Осеннее дерево»

Изготовление альбома «Зимние спортивные игры»

Фотостенд – газета со стихами «Прогулки весной в детском саду»

Фотовыставка «Как мы отдыхаем на природе»

Панно из осенних листьев

Изготовление книг «Дикие животные нашего края»

Фотовыставка «Байанай бэлэхтэрэ»

Рисование

«Деревья»

«Елочка»

«Ветка рябины в вазе» (коллективное рисование)

«Сказочное дерево»

Лепка

«Гроздь рябины спелой»

«Дубок» (пластилинография)

Рассматривание картин И. Э. Грабарь «Рябинка», И. И Шишкин «Дубовая роща»

Слушание музыкальных произведений

Запись «Шум листьев», «Голоса леса», в музыкально – поэтическом сопровождении: Е. Кочеткова «Дерево», «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.

Пение

«Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой

«В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой

Досуги, развлечения

«Час загадки»

«Деревья мы сажаем, наш садик украшаем»

«КВН «Деревья родного края»

Прогулка по берегу реки Вилюй

Досуг «Весенние забавы»

Занятие –развлечение: «Здравствуйте птицы - наши»

Развлечение «День Земли»

«Поездка в лес»

«Осенняя ярмарка»

«Вечер с Байанай»

«Встреча Матушки-зимы»

Прогулки и наблюдения «Подснежники и ледоход»

5. Физическое развитие

Подвижные игры

«Поймай листок»

 «Найди пару»

«Кто быстрее добежит через препятствие к дереву»

Спортивно-музыкальный досуг: «Кыьынны корудьуостэр»

«Зимние забавы»

Физкультминутки

«Клён»

«Листопад»

«Ветер дует нам в лицо»

«Береза»

Пальчиковая гимнастика

«Листья»

«Деревья»

«Елка»

«Собираем листики»

Мероприятия по работе с родителями

Стендовая информация для родителей по теме проекта

Консультация для родителей «Прогулка и ее значение для укрепления здоровья»

Анкета  для родителей по экологии

«Влияние природы на духовное развитие ребенка»

«Будем любить и беречь природу»

Рекомендации

«Радость общения с природой»

«Чем занять ребенка на прогулке»

Круглый стол с родителями «Воспитание доброты к природе»

Папки – передвижки

«Прикоснись к природе сердцем»

«Прогулки в природу – основа здоровья ребенка»

Привлечение родителей к акции «Наш лес. Посади свое дерево»

Привлечение родителей к озеленению территории детского сада

Выставка игрушек «Чудесные превращения»

III этап – заключительный

Результаты проектной деятельности.

у детей пополнились, систематизировались знания и представления об изменениях в природе, о многообразии окружающих их деревьев;

на основе углубления и обобщения представлений о природе и использовании их человеком, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками у детей расширился и активизировался речевой запас; появилось желание самостоятельно заняться творчеством, работать сообща над общим проектом; большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.

Продукт проектной деятельности:

Оформление альбома «Правила поведения в лесу»

Поделки из природного материала «Осенняя фантазия»

Конкурс рисунков «Береги лес»

Акция «Наш лес. Посади свое дерево»

Литература

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Под редакцией Н. Е. Вераксы Мозаика-Синтез Москва, 2014

2. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» В. А. Дрязгунова Москва Просвяшение 1981

3. «Словесные игры в детском саду» А. К. Бондаренко Москва «Просвещение» 1998

4. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т. С. Комарова Москва «Просвящение» 1991

5. «Хрестоматия для детей дошкольного возраста» Р. И. Жуковская Москва «Просвещение» 1981

 

21 марта 2017 в 11:03

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.